Блог про онлайн-образование и фриланс

Почему я ушёл из фриланса и начал обучать людей – 7 неочевидных плюсов моей новой деятельности

Опубликовано Анастасия Запорожец в

Ещё лет 10 назад, когда я зарегистрировал свой первый Webmoney-кошелёк, я мечтал о том, чтобы у меня появился какой-то проект, благодаря которому, на этот кошелёк постоянно будут поступать деньги. Причём не так, что тебе пообещали отправить оплату за работу и отправили, а чтобы идёшь по улице, наслаждаешься весенним солнышком, и тут раз — неожиданно приходит смс, а там «Ваш кошелёк пополнен на 10 000 руб.» Кайф же? 🙂

Содержание

Правда, в то время я ещё не знал, как всё это организовать. И уже тем более, не думал, что деньги будут поступать от людей, которые, с помощью большой и сложной системы, построенной моими руками, познакомились со мной, с моим продуктом и самостоятельно приняли решение оплатить. Тогда это было чем-то абстрактным и совершенно непонятным, а сейчас, каждый элемент этой системы настолько знаком и предсказуем, что периодически в моей голове всплывает всего одна мысль: «Ну почему я не сделал этого раньше?»

Но эта статья немного не об этом. Сегодня обсуждаем, стоит ли переходить из фриланса, найма или бизнеса в образовательную деятельность и какие в этом есть преимущества.

Онлайн-обучение – это очень просто!

Нет. Первое, что я хочу сказать, что онлайн-обучение – это ни разу не просто. Ну вот вообще не просто. Здесь как в примере с верхушкой айсберга. Кажется, что очередной бездельник вещает что-то на камеру, вместо того, чтобы пойти заняться нормальным делом, но на деле, каждый, кто так думает, даже приблизительно не представляет, какой труд стоит за каждым толковым экспертом.

Тут должна быть шутка про шахтёров, которым нужно рассказать, что у нас тяжёлая работа, но её не будет.

Итак, в чём же основные сложности:

  • Нужно наработать опыт. Не просто получить знания, не просто взять и пересказать чужой тренинг, а вот прям несколько лет долбить в одну точку, нарабатывая опыт в своей теме и стать если не номером один (а то их уже слишком много), но как минимум быть в первой десятке экспертов всея Руси. Это снова шуточки, если что. Необязательно быть даже в первой десятке, но важно быть экспертом.
  • Нужно хотеть учить. То есть хотеть не только зарабатывать на обучении, но и кайфовать от процесса. От разработки программ, от записи уроков, от общения с учениками.
  • Нужно преодолеть все внутренние ограничения, которые есть у большинства сомневающихся. Обычно это что-то вроде:

    — Есть эксперты круче меня
    — Не хочу, чтобы меня называли «инфоцыганом»
    — Не умею продавать

Зачастую каждое из этих возражений является ложным.

Чтобы начать кого-то обучать, не нужно быть самым крутым экспертом. Нужно лишь показать, какой ты на самом деле, и если твой результат будет интересен другим, то почему ты не можешь этому обучать? Кто вообще сказал, что обучать может только номер один? И кто вообще раздаёт эти «номер один» каждому встречному?

Боишься, что тебя будут называть «инфоцыганом»? Вспомни, кто обычно это делает и тебе станет легче. Обычно, так говорят либо хейтеры по своей натуре (они критикуют всё и всегда, к слову, это их основная деятельность) или детишки, которые зарегистрировались на YouTube, и в перерывах между уроками им нужно куда-то вымещать негативные эмоции. Обе категории – не твоя целевая аудитория. Поэтому успокойся, расслабься и иди писать программу курса для тех, кому действительно нужны твои знания.

Не умеешь продавать? Я тоже. Скажу больше – я ненавижу продавать и впаривать то, что людям не нужно. Но если я вижу, что человеку нужен мой продукт и он сам изъявляет желание его купить, то сложно не полюбить этот процесс 🙂 Плюс системы, которые мы выстраиваем в наших проектах вообще не подразумевают, что эксперту придётся кому-то, что-то продавать. Для этого есть правильно записанные автовебинары, мини-курсы, письма и, чаще всего, менеджер который умеет продавать.

Ну всё, по минусам пробежались, теперь обсудим целых 7 преимуществ образовательной деятельности, из-за которых я в своё время принял решение сфокусироваться именно на этом направлении.

1. Финансовая безопасность

Когда работаешь в проектной деятельности и у тебя есть 3-4 клиента, которые обеспечивают твой ежемесячный доход, то зависимость от каждого из них, очень высока. Если уйдёт один, то твой доход снизится на 25%, уйдёт два – на 50%. Чем меньше у тебя клиентов, тем ниже стабильность системы. Причём клиент может не только отвалиться, но и задержать оплату, что опять же сказывается на твоём финансовом состоянии.

В онлайн-обучении всё гораздо иначе. У тебя не 3-4 клиента, которые платят по 20-30к, а 50 клиентов, которые платят по 10-15к. И даже если в следующем месяце у тебя будет не 50, а, например, 45 учеников, то навряд ли ты сильно заметишь разницу в доходах.

Я занимался проектной деятельностью, и ситуация, когда клиент не заплатил, а рассчитываться с командой надо, бывали неоднократно. В эти моменты спасала кредитка, которой я перекрывал все платежи, а сам мог месяцами ждать оплаты. В обучении такого нет. Во-первых, клиентов больше. Во-вторых, ученик сначала платит и только потом обучается.

2. Доход не зависит от отработанного времени

Любая проектная деятельность – это продажа трудочасов. У кого-то час стоит дороже, у кого-то дешевле, но общий потенциал дохода ограничен формулой: [Количество отработанных часов] х [Стоимость часа]. Как бы ни хотел, выше не прыгнешь.

В обучении всё иначе:

  • Во-первых, продукт (курс) ты создаёшь один раз, а продавать можешь сколько угодно раз. Понятно, что если продавать только пакеты с обратной связью, то ограничения всё-таки будут, но даже если все ДЗ проверять самому, то можно смело курировать 30-40 человек, которые будут приносить 250-300к дохода ежемесячно.
  • Во-вторых, если нужно обучить большее количество учеников, то можно нанять кураторов и увеличить тем самым пропускную способность школы. Маржа немного уменьшится, но, в целом, зарабатывать начнёшь больше.
  • В-третьих, есть продукты, в которых нет обратной связи и, по сути, там расходы идут только на трафик, налоги и продажи (комиссия менеджера). Всё остальное – чистая прибыль, которая никак не связана с вашим временем.

3. Минимальные инвестиции на старте

Сколько стоит открыть кофейню? Точных цифр, увы, я не знаю, но по слухам это от 1 млн. руб. и выше. И это не кофе-бар на 70 человек, а небольшой павильончик, в котором можно купить кофе и сендвич.

Сколько нужно денег на запуск своей онлайн-школы? Всё зависит от многих факторов, но скажу так, что на 1 млн. руб. получится запустить не одну, не две и даже не три школы. Гораздо больше:)

Подробные расчёты окупаемости онлайн-школы и алгоритм самостоятельного запуска собственной онлайн-школы можно найти на сайте курса Путь эксперта, в разделе Тест-драйв. Там 3 урока примерно по 50 минут, которые помогут ответить на большинство вопросов, касаемо самостоятельного запуска онлайн-школы.

4. Капитализация активов

Если в проектной деятельности с каждым новым заказчиком ты приобретаешь только опыт и понемногу усиливаешь свои компетенции, то в образовательной деятельности у тебя появляются ресурсы, которые являются ценными активами.

Например:

  • Клиентская база – это тёплая, лояльная аудитория, которая хорошо тебя знает и с которой ты можешь в любой момент сконтактировать, предложив свои или партнёрские продукты.
  • Обучающие курсы – это конвейер по подготовке начинающих специалистов. Которые, что очень важно, обучены работать по твоей методологии. Можно пригласить их в команду и делегировать задачи по проектной деятельности, можно трудоустраивать в другие компании, выступая в роли кадрового агентства.
  • Источник заказов в проектную деятельность – если ты продолжаешь заниматься оказанием услуг, то запуск образовательного направления неизбежно повлияет на количество заказов на услуги. Причины две: Первая – ты больше вкладываешь в рекламу и мир узнаёт о том, что ты в принципе существуешь. Вторая – факт того, что ты обучаешь других, свидетельствует о том, что скорее всего, ты неплохо разбираешься в своей теме.
  • Репутация – это как зачётка в институте. Сначала работаешь на неё, потом она на тебя. Если изначально заходить в эту сферу надолго, то первое время ты занимаешься тем, что выкладываешься на 150% в каждого ученика и это формирует твою репутацию. Дальше собираешь такую команду, которая разделяет твои ценности и помогает делать всё тоже самое, но в большем масштабе. В итоге хорошая репутация помогает продавать больше и привлекать хорошую, осознанную аудиторию.
  • Медиа-ресурсы – паблик ВКонтакте, бизнес-страница в Facebook, профиль в Instagram, канал на YouTube – всё это, твои личные ресурсы, которые позволяют привлекать новых учеников.

Если в обычной деятельности ты продаёшь своё время, то в образовательной – строишь небольшой, но очень прибыльный заводик по производству начинающих специалистов. Самое главное – свой.

5. Автоматизация процессов

Вспомни, сколько вопросов задаёт заказчик, прежде чем решается отправить предоплату за твои услуги. Сколько раз нужно напомнить про вторую часть платежа и какое количество правок внести перед этим? Сколько времени ты реально работаешь над проектом, а сколько коммуницируешь с клиентом, объясняя простые истины?

В онлайн-обучении всё иначе. Ты один раз записываешь автовебинар и настраиваешь систему, составляющую из серии писем, нескольких промо-уроков и умного сервиса под названием Геткурс. Дальше нанимаешь таргетолога, который настраивает тебе трафик, и менеджера, который прозванивает заявки. Всё.

Если после первого теста система показала положительную экономику, то тебе остаётся сделать так, чтобы таргетолог – хорошо таргетировал, менеджер – хорошо прозванивал, а самому сфокусироваться на продукте (запись уроков, проверка заданий, проведение закрытых вебинаров, подготовка контентых статей и т.п.).

6. Масштабируемость

Это моё любимое. Концепт идеального бизнеса для меня – это небольшая команда, создающая крутой продукт и зарабатывающая очень много денег. Без сложных операционных процессов, максимально автоматизировано и, конечно же, без привязки к географической локации.

Работаем когда угодно, где угодно, делаем крутой продукт и получаем удовольствие от процесса, зарабатывая хорошие деньги! Вот такой вектор развития я сформировал на ближайшие годы и он меня ой как вдохновляет.

Тем более что мы решаем глобальную проблему и помогаем людям вырваться из офисного рабства, финансовых проблем, выгорания на нелюбимой работе и получить комфортную, востребованную и хорошо-оплачиваемую работу. Это же очень круто!

7. Самореализация

Мы, люди, существа очень социальные и для нас важно найти способ самовыражения. Кто-то делает это через творчество, кто-то через спорт, кто-то через бизнес, а кто-то обучая других людей.

Для меня возможность делиться своим опытом и получать позитивную обратную связь, стала источником энергии и мотивации делать крутые продуты. Каждый раз, когда я открываю список входящих сообщение на нашей платформе и вижу кучу «Спасибо», когда читаю отзывы учеников, прошедших наши курсы, когда вижу успехи тех, кто пришёл к нам совсем без опыта, то получаю огромное удовольствие, оттого что мы действительно делаем хорошее дело.

И я точно могу сказать, что 10 спасибо от твоих учеников, которым ты помог круто изменить свою жизнь, гораздо приятнее, чем 1 спасибо от клиента, которому ты сделал лендинг.

К чему это всё

Обучать других это круто! Вот по-другому я не скажу. Это прибыльно, это востребовано, это интересно и в этом направлении можно развиваться бесконечно. Чем, собственно, я и планирую заниматься в ближайшие годы.

Если у тебя есть желание начать, но есть вопросы – пиши в комментариях, постараюсь помочь. Если вопросов нет, но есть страхи – то же пиши, подумаем, как их преодолеть. Ну а если нет ни вопросов, ни страхов, но есть жгучее желание начать прямо сейчас, то для этого есть следующая статья. В ней я расскажу, как начать с минимальными вложениями и как не наделать кучу ошибок на старте проекта.

В общем, до встречи в следующей статье!

Андрей Власенко

Автор статьи, основатель Getproff


2029